06.04.2015
ПРОЕКТ
«Волшебная сказка в музыке»
«Его творчество, сама жизнь, во всем ее величии и мелочности, раскрывается в созданной им музыке. Музыка Чайковского подчиняет нас себе своей искренностью и непосредственностью, он сам желал этого» Б. Асафьев.
Музыка П. И. Чайковского проникнута одним настроением и посвящена одному образу беззаботного детства. Игры, радость, мимолетные огорчения, быстрая смена душевных состояний ребенка словно все, чем характерна жизнь детей, отражено в его нежной, легкой музыке.
Вполне объясним успех балета «Щелкунчик». Ведь это не просто сказочная история. Она учит нас самоотверженности и чести, умению стоять за себя, бороться с несправедливостью и злом, пусть даже оно будет сильнее тебя, и на его стороне будут магические силы. Не боясь проиграть эту битву, смело, бросаясь в бой - только так мы сумеем победить. Этому учит детей героический Щелкунчик. Эта бессмертная история, рассказанная нам Эрнестом Амадеем Гофманом и бережно перенесённая в музыкальное измерение Петром Ильичём Чайковским, напоминает взрослым о том, что не всё в мире можно купить. Есть ещё и настоящие неподдельные чувства!
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Классическая музыка в сказке наиболее доступна для восприятия детей дошкольного возраста. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Волшебная сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества.
В ноябре-декабре 2013 года в МАДОУ ДС № 11 «Колокольчик» был реализован проект «Волшебная сказка в музыке».
Цель проекта: Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского на примере музыки из балета «Щелкунчик».
Задачи:
1. Познакомить детей с музыкой балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
2. Прививать любовь к классической музыке.
3. Учить понимать художественную выразительность классической музыки, особенности её языка.
4. Формировать у детей устойчивый интерес к слушанию классической музыки, вырабатывать навыки грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения.
5. Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведению мероприятия.
6. Развивать творческие способности детей средствами продуктивной и музыкальной деятельности.
Цели и задачи были достигнуты в процессе реализации мероприятий, направленных на художественно-эстетическое развитие, нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активизации детей.
Тип проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: ноябрь-декабрь 2013 года.
Участники: воспитанники подготовительной группы № 3, музыкальный руководитель, воспитатели подготовительной группы.
В ходе подготовки к реализации проекта были выделены следующие этапы:
Подготовительная работа:
1. Разработка проекта.
2. Знакомство с жизнью и творчеством композитора П.И.Чайковского.
3. Подбор музыкального материала, фонотеки.
4. Разработка сценария, планирование работы над новогодним утренником.Ноябрь 2013г
Основная часть (проведение мероприятий в рамках проекта)
1. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.
2. Подготовка и изготовление пригласительных билетов, атрибутов, костюмов к праздничному мероприятию.
3. Репетиции и разучивание музыкального репертуара с детьми.
4. Оформление зала.
5. Слушание и рисование музыки.
6. Оформление альбома детских работ на тему «Мы рисуем музыку».Ноябрь-Декабрь 2013г
Заключительная часть:
1. Проведение итогового мероприятие проекта: новогодний утренник с использованием музыки П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик»
2. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.
3. Анализ работы, подведение итогов.Декабрь 2013г
Перед реализацией основного этапа проведен мониторинг с детьми подготовительной группы № 3.
Критерии мониторинга:
1. Узнаёт мелодию П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».
2. Определяет общее настроение, характер музыкального произведения.
3. Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообраз¬ным характером музыки, музыкальными образами.
4. Умеет выполнять самостоятельно не сложные танцевальные композиции.
5. Ритмично исполняет в ансамбле на ударных детских
музыкальных инструментах классические произведения.
Полученные результаты представлены в сводной таблице«Мониторинг результативности проведения проекта «Волшебная сказка в музыке»
На основном этапе проекта проведены мероприятия с детьми и воспитателями в соответствии с составленным планом.
Ноябрь:
1.Знакомство детей с творчеством русского композитора П.И.Чайковского.
2.Слушание музыки, рисование с детьми на тему «Мы рисуем музыку»
(использование рисунков в оформлении зала к новогоднему утреннику).
3.Консультация: «Роль классической музыки в становлении личности ребёнка»
Декабрь:
1.Приготовление пригласительных билетов для родителей на новогодний утренник «Волшебная сказка»
2.Проведение новогоднего утренника.
3.Показ театрализованного представления для воспитанников старших и подготовительных групп
4.Создание альбома детских работ на тему «Мы рисуем музыку»
Все мероприятия, запланированные в реализации данного проекта, были направлены на достижение цели – знакомство детей с жизнью и творчеством русского композитора П.И. Чайковского, развитие свободной творческой личности ребёнка через изобразительное искусство, закрепление и систематизация знаний музыкальных произведений.
Нужно отметить, что в процессе подготовки к мероприятиям шло тесное взаимодействие с воспитателями и помощником подготовительной группы № 3: они принимали активное участие в создании рисунков на тему «Мы рисуем музыку» и подготовке атрибутов к танцам. Помогали в изготовлении пригласительных билетов на новогодний утренник для родителей. А так же оказывали помощь в репетициях и разучивании музыкального репертуара с детьми. Принимали активное ролевое участие в сценарии новогоднего утренника.
Для воспитателей подготовительной группы № 3 была подготовлена консультация «Роль классической музыки в становлении личности ребёнка»
В первую неделю ноября дети знакомились с творчеством русского композитора П. И. Чайковского. Прослушали музыкальную сказку «Щелкунчик».
В свободное от занятий время дети рисовали на тему «Мы рисуем музыку». Была использована музыка из балета «Щелкунчик» (Вальс цветов, Зажигание и украшение ёлки, Адажио, Вальс снежных хлопьев). В дальнейшем 20 рисунков были оформлены и использованы для украшения фойе, а остальные были использованы для создания альбома детских работ «Мы рисуем музыку»
В декабре дети приготовили для родителей пригласительные на новогоднее представление. Весь декабрь шла активная подготовка к утреннику, репетиции театрализованного представления и разучивание музыкального репертуара.
Итогом проекта стал новогодний утренник с участием воспитанников подготовительной группы № 3 в театрализованной постановке «Щелкунчик», в котором была использована музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
В рамках проекта театрализованная постановка «Щелкунчик» была показана для воспитанников старших и подготовительных групп детского сада «Колокольчик».
В завершении проекта был проведен контрольный мониторинг с представленными выше критериями мониторинга. Получили следующие результаты (табл. №1 «Мониторинг результативности проведения проекта «Волшебная сказка в музыке»).
Анализ полученных результатов нашел отражение в табл. №2 «Результаты мониторинга результативности проведения проекта «Волшебная сказка в музыке». Явно прослеживается динамика повышения умений детей в понимании классической музыки, знаний музыки балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Достигнутые результаты:
1. Дети стали иметь представление о творчестве русского композитора Петра Ильича Чайковского, в частности о балете «Щелкунчик».
2. У детей появился интерес к слушанию классической музыки, умение грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения.
3. через изобразительную деятельность.
4. Дети с интересом приняли участие в утреннике.
5. Был создан альбом детских работ.
Считаем, работу по проекту «Волшебная сказка в музыке» успешно завершенной.
Литература, источники:
1. amnesia.pavelbers.com
2. fan.ru
3. maaam.ru
МКДОУ «Детский сад№10» город Карабаш
Музыкально – образовательный проект по
творчеству композитора П.И.Чайковского
« Сказка в музыке»
На основе балета Петра Ильича Чайковского « Щелкунчик»
Проект разработала: Авдеева Н.Б.
Музыкальный руководитель
Участники проекта : дети подготовительной группы, семьи воспитанников, педагоги детского сада.
Целями данного проекта является развитие свободной творческой личности ребёнка, закрепление и систематизация знаний музыкальных произведений, в основе которых лежат сказки. Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского.
2. Прививать любовь к его творчеству.
3. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.
4. На сюжетных музыкальных произведениях показать, что добро побеждает зло.
5. Учить понимать художественную выразительность музыки, особенности её языка.
6. Формировать у детей устойчивый интерес к слушанию музыки, вырабатывать навыки грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения.
7. Пробуждать у детей желание самостоятельно прослушивания музыки.
8. Развивать творческие способности дошкольника.
9. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу – Россию, в которой мы живём.
Продукт детской деятельности:
1. Создание альбомов детских работ.
2. Дидактические игры, созданные по сказке « Щелкунчик».
3. Выставка детских рисунков.
4. Музыкально-театрализованное представление по сказке « Щелкунчик».
Последовательность разворачивания проекта
Перспективное планирование по художественно-эстетическому воспитанию.
1 неделя
1. Знакомство детей с биографией П.И.Чайковского.
2. Углубление и расширение знаний дошкольников о творчестве П.И.Чайковского.
Знакомство с музыкальным наследием великого русского композитора.
2 неделя
1. Учить детей эмоционально воспринимать музыкальные произведения, осознавать тему и содержание.
2. Учить детей чувствовать изобразительность музыки, передавать своё отношение к содержанию музыкального произведения, формировать навыки выразительного исполнения танцевальных импровизаций, согласно сюжету музыкального произведения.
3 неделя
1. Продолжение работы по развитию музыкального слуха детей: умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык музыки.
2. Анализ содержания сказки с помощью вопросов педагога.
Развитие воображения и умения участвовать в игре – драматизации.
4 неделя
1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание произведений П.И.Чайковского, понимать их нравственный смысл.
2. Развитие умения выполнять принятую роль.
5 неделя
1. Подведение детей к мотивированной оценке поступков и характеров главных героев музыкальных произведений.
2. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.
6 неделя
1. Закрепление и систематизация знаний детей.
Перспективное планирование по изобразительной деятельности
1 неделя
Раскрывать детям взаимосвязь между различными видами искусств: музыкальным, танцевальным, художественным.
2 неделя
Учить детей передавать на листе бумаги своё ощущение от прослушивания музыки.
3 неделя
Развивать у детей цветовосприятие, отображая цветовой палитрой настроение, навеянное прослушиванием музыкального произведения.
4 неделя
Развивать у детей умение передавать замысел, располагая изображение на всем листе, подбирая соответствующую гамму красок.
5 неделя
Подготовка выставки детских работ по балету « Щелкунчик»
6 неделя
Проведение выставки детских работ для родителей « Красота и музыка спасут мир»
Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью.
1 неделя
Занятие « Что такое музей?»
Цели: познакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музеи. Дать знание о Доме-музее П.И.Чайковского.
2 неделя
Занятие « Все работы хороши»
Цели: закрепить знания детей о людях разнообразных профессий, работающих в театре, о роде их деятельности; воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться.
3 неделя
Просмотр мультипликационного фильма « Щелкунчик и Мышиный король», в котором звучит музыка из одноименного балета.
4 неделя
Занятие « Экскурсия в школу искусств»
Цель: продолжить знакомить детей со школой. Дать знания о том, что в школе искусств можно овладеть игрой на музыкальном инструменте, познакомиться с основами живописи и балетного искусства.
5 неделя
Музыкальная гостиная, посвящённая творчеству великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Цели: познакомить детей всего детского сада с жизнью и творчеством П.И.Чайковского. Формировать у дошкольников устойчивый интерес к слушанию музыки, вырабатывать навыки грамотного слушателя. Пробуждать у детей самостоятельно обращаться к слушанию музыки, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
6 неделя
« Музыкальная викторина по творчеству П.И.Чайковского»
Цели: закрепление пройденного материала.
Участники проекта : дети подготовительной группы, семьи воспитанников, педагоги детского сада (воспитатели, муз. руководитель)
Паспорт проекта
Цель проекта: Создать условия развития атмосферы радостии добра, чувства группового единства.
Задачи проекта:
Воспитывать у детей сопереживание образу.
Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
Развивать умение воспринимать, чувствовать выразительность музыки.
Побуждать к творческой самореализации в выразительности исполнения танцев, театрализованной постановке.
Актуальность проекта:
В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Важно объяснять родителям о необходимости ознакомления детей с шедеврами мировой музыкальной культуры. Ведь музыка, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира, развивает в нем творческие проявления. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека, как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает.
Предполагаемый результат:
Расширение информации о творчестве писателя Гофмана и композитора П.И. Чайковского;
Развитие музыкальной культуры детей, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Воспитание в детях чувства красоты, желания слушать классическую музыку, понимать ее.
Умение реализовывать свои впечатления через творчество в театрализованной постановке, в танцах.
Продукт проектной деятельности:
Организация выставок творческих работ, наглядной информации в приёмной.
Изготовление детьми подарков-сюрпризов.
Презентация проекта (Новогодний театрализованный утренник)
Работа по проекту с детьми:
1-й этап. Организационный (подготовительный)
Составление паспорта проекта
. Подбор детской художественной литературы для чтения детям, заучивания;
. Подбор музыкального репертуара, разработка сценария музыкальным руководителем;
. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2-й этап. Практический (выполнение проекта)
1. Конструирование из строительного материала «Замок»
2. Ручной труд + Аппликация с элементами рисования «В волшебной стране» (по главе из сказки)
3. Рисование «Ёлка»
4. Лепка «Рождественские подарки»
5. Конструирование из бумаги и картона «Волшебный сундучок с сюрпризом»
Проведение с детьми бесед
Чтение художественной литературы детям (чтение сказки «Щелкунчик», заучивание стихов к празднику)
Рассматривание иллюстраций
Раскрашивание раскрасок
Знакомство с композитором П.И. Чайковским, прослушивание оперы «Щелкунчик» (муз. руководитель)
Цикл занятий с детьми по подготовке подгрупповых танцев к утреннику
Просмотр мультфильма «Щелкунчик»
Татьяна Суворова
Проект по театрализованной деятельности «Щелкунчик» (для детей старшего дошкольного возраста)
Проект по "Щелкунчик "
(Для детей старшего дошкольного возраста )
Актуальность :
Одним из направлений развития детей в дошкольного возраста , согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО, является художественно- эстетическое развитие. Важной задачей эстетического воспитания является формирование в детях эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.
Театрализованная деятельность является богатейшим полем для эстетического развития детей и развития их творческих способностей, способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации, новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, повышает самооценку, помогает ребенку демонстрировать свою позицию, умения, знания, фантазию.
Главное в театрализованной деятельности -это общение детей между собой и со взрослыми в процессе постановки и демонстрации спектакля. Важно помочь детям раскрыться, показать свои лучшие качества, дать шанс творческой реализации, высвободить таланты общения, сочувствия, познания. И это все происходит в атмосфере радости, тепла и любви.
На наш взгляд сюжет сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король » хорошо подходит для постановки в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста . Он хорошо демонстрирует борьбу добра и зла, учит сопереживать и помогать героям сказки. Приближается самый долгожданный детский праздник, Новый год, а какой праздник обойдется без сказки и прекрасной музыки П. И. Чайковского.
Цель проекта : Развитие творческих способностей детей старшей группы посредствам подготовки и постановки театрализованного представления по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король » .
Задачи проекта :
Расширить представление детей и родителей о театре , его истории, театральной терминологии .
Совместно с родителями создать условия для развития творческой активности детей , участвующих в театрализованной деятельности .
Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности и желание выступать перед зрителям.
Воспитывать нравственные качества у детей .
Тип проекта : творческий, среднесрочный (2 месяца) .
Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф.
Сроки и место реализации :
Подготовительный этап : с 01.11.2016 по 13.11.2016;
Основной этап : с 14.11.2016 по 25.12.2016;
Заключительный : с 26.12. 2016 по 30.12.2016.;
МА ДОУ «Детский сад № 13 общеразвивающего вида г. Сыктывкара» .
Ресурсы :
Материально- технические : фотоаппарат, компьютер, мультимедийное оборудование с видео и презентациями по теме;магнитофон с аудио записями (сказки, музыка П. Чайковского и пр.) ; детские музыкальные инструменты; наглядные иллюстрации; фотографии, картинки по теме «Театр » , «Щелкунчик » и пр. ; материалы для изо и конструктивной деятельности (краски, карандаши, природный, бросовый материал и пр.) ; настольный театр ;
Учебно- методические : раскраски; картинки; конспекты НОД; сценарий театрализованной постановки ; загадки, стихи;
Информационные ресурсы : сеть «Интернет» ; Журналы «Музыкальный руководитель» , «Музыкальная палитра» ;
Ожидаемый результат :
Показ театрализованного представления по сказке Э. Гофмана "Щелкунчик » родителям и детям детского сада.
Пополнение предметно- развивающей среды группы для театрализованной деятельности .
Расширение у детей знаний о театре , театральной терминологии , появление устойчивого интереса к сказкам, театрализованной деятельности у детей и родителей .
Формирование у детей нравственных качеств, чувства взаимопомощи, сопереживания и пр.
План реализации проекта :
Этапы :
1 этап- подготовительный :Определение проблемы;
Постановка цели, задач;
Сбор информации, литературы, дополнительного материала : 1)о театре , театральной деятельности ; литературного и дидактического материала; аудио и видео записи сказки «Щелкунчик » ;
2) создание мини-музея «Наш Щелкунчик » : фотографии, атрибуты, игрушки по сказке про Щелкунчика ;
3)изготовление настольного театра плоскостных кукол ;
4)оформление картотеки : игр и упражнений «Актерский тренажер» , загадок, стихов, дидактических игр;
5)подготовка атрибутов и декораций к представлению.
2 этап- основной :
Работа с детьми :
Ежедневно :
Физминутки, подвижные игры «Снежинки» М. Картушина, «Два Мороза» ; «Снежная фигура замри.» ;
Чтение сказок про Новый год и Рождество;
Рассматривание иллюстраций художников к сказкам;
Игры- драматизации «Снежинки» М. Картушиной, инсценировка «Потанцуй со мной, дружок» англ. нар. песня;
Игры на выразительность жестов, на выражение эмоций (См. Приложение. «Актерский тренажер» ; «Загадки без слов» );
Отгадывание загадок о зиме, театре и пр . ;
Разучивание песен и танцев к представлению;
Работа по звукопроизношению, интоннационной выразительности речи на репетициях отдельных эпизодов сказки;
Знакомство с правилами поведения в театре (См. Приложение. Презентация «Правила поведения в театре » );
Конструирование из бросового материала персонажей, атрибутов и пр. ;
Коллективная аппликация по сказке «Щелкунчик » «Вальс снежных хлопьев» ;
Прослушивание аудио сказки «Щелкунчик » , фрагментов музыки из балета «Щелкунчик » , просмотр видео по теме «сказки» ; просмотр мультфильма «Щелкунчик » , фрагментов из балета П. Чайковского «Щелкунчик » ;
Музыкальное мероприятие по слушанию музыки «Приглашаем в город Конфетенбург» (слушание фрагментов музыки из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик » );
Самостоятельное детское творчество (рисование персонажей, импровизирование движений героев под музыку, сочинение стихов и пр.); раскрашивание фигурок балерин, сцен из М/Ф «Щелкунчик » ;
Чтение наизусть отрывков стихов и сказок;
-дидактические игры : «Отгадай сказку» , «Из какой сказки герой?» , «Чей костюм (предмет?», «Вспомни слова (песенку) героя», «Импровизируем под музыку (изображая персонаж) », «В театре » , «Загадки феи Драже» ;
Репетиция отдельных эпизодов сказки с музыкальным сопровождением;
Придумывание своей сказки (продолжение «старой сказки » , другой конец этой сказки, введение новых героев, «старые » герои в современных условиях и т. д.);
Сочинение стихов по мотивам сказки «Щелкунчик » ;
Работа по звукопроизношению, интонационной выразительностьи речи на репетициях отдельных эпизодов сказки;
Работа с родителями :
Беседа «Знакомство с проектом » ;
Анкетирование родителей;
Консультация «Сказка в воспитании детей » ; «Роль театра в воспитании и развитии дошкольников »;
Помощь в подготовке, изготовление декораций к сказке, атрибутов к танцам (снежинки- звездочки, элементов костюмов и пр. ;
Сочинение родителями, вместе с детьми, своих сказок и стихов;
Создание в группе мини- музея по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король » ;
Совместное домашнее рисование по просмотренному спектаклю (посещение Театра оперы и балета , по прочитанной сказке;
Изготовление поделки «Мой Щелкунчик » .
3 этап- заключительный.
Презентация проекта родителям ; на стажировочной площадке;
Организация выставки рисунков и поделок детей и родителей по сказке «Щелкунчик » ;
Составление сборника стихов и сказок детей и родителей ;
Показ представления по сказке «Щелкунчик » на новогоднем празднике;
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Результаты проекта :
В результате совместной деятельности воспитанников , их родителей и педагогов ДОУ : подготовлено и проведено театрализованное представление по мотивам сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король » .
В группе пополнилась предметно- развивающая среда для театрализованной деятельности .
У детей расширились знания о театре , театральной терминологии , дети научились сочинять сказки; расширился кругозор; сформировался запас литературных и музыкальных впечатлений. У детей и родителей появился устойчивый интерес к сказкам, театрально- игровой деятельности . Дети стали более эмоционально отзывчивы, научились сопереживать героям и пр. Так же проектный метод объединил детей , их родителей, педогогов; сформировал навыки сотрудничества.