Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Художественная литература как средство патриотического воспитания. Художественная литература как средство развития речи дошкольников

Художественная литература как средство патриотического воспитания. Художественная литература как средство развития речи дошкольников

Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств - в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение .

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. / Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, ста-новится как бы их участником .

В детском саду нередко на занятиях чтением решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Иногда в практике детских садов бывают ошибки другого рода, когда высокая идейно-нравственная направленность произведения искусства преподносится как голое морализирование, художественные образы трактуются односторонне, порой вульгарно. Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка, формированию у него правильного оценочного отношения к действительности.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит прежде всего от его художественной ценности.

Еще в 40-е годы XIX в. В. Г. Белинский предъявлял два основ-ных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою .

Решая задачи воспитания детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе, к советской литературе и поэзии. Прежде всего это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенина, из переводных авторов -- Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др.

Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. А.М. Виноградова предлагает примерный план использования художественных произведений в воспитательных целях при работе с детьми подготовительной к школе группы. Для работы на занятиях она предлагает следующую литературу.

Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но очень важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.

Определенные трудности у педагогов вызывает не только отбор художественных произведений, но и проведение этической беседы о прочитанном. По мнению некоторых, такая беседа не нужна, ибо художественное произведение уже само по себе воспитывает. Однако практика работы с детьми показывает, что такие беседы необходимы.

Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей. Но в отличие от взрослого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенок далеко не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку -- книга открывает перед ним много неиз-вестного, и ему сложно самому разобраться во всем. Отсюда и бесконечные вопросы детей: «Почему утенка называли все гадким?», «Гадкий утенок правда был гадкий?», «Почему Принц не женился на Русалочке, он ведь поцеловал ее?» и т. п. Иногда на вопросы детей трудно ответить сразу, нужно сначала подумать, что отвечать.

Готовясь к беседе, педагог должен продумать вопросы, которые он задаст ребенку в связи с прочитанной книгой. Если беседа о книге будет состоять из бездумных вопросов, назиданий и поучений, она только запутает ребенка: назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние, ту радость, которую получил ребенок от хорошей книги. Например, воспитательница, прочитав детям «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и желая дать им представление о скромности, задает вопрос: «Дети, почему парень вскочил на площадку трамвая?» -- «Потому что он спешил домой», -- отвечает ребенок. Неправильный вопрос вызвал и неправильный ответ, отвлек внимание детей от главного в этом произведении.

Говорить нужно, прежде всего, о подвиге героя, который, рискуя своей жизнью, спасает человека. Нужно спросить у детей, что их больше всего взволновало, и они ответят: как парень шел по карнизу, задыхаясь в дыму, как он весь в синяках крепко держал в руках девочку. А чтобы обратить внимание детей на скромность героя, можно у них спросить: «Почему наш герой так быстро ушел, и почему его искали пожарные, милиция, фотогра-фы?». Ответить на этот вопрос детям надо помочь: парня хотели поблагодарить за его смелый, мужественный поступок, за его подвиг, но он был не только смелым, но и скромным. И подвиг свой он совершил не ради награды, а просто чтобы помочь людям.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Более обстоятельная система вопросов, например: с чего начинается сказка? Куда пошел герой? Что с ним потом произошло? и т. п., оправдана в том случае, когда воспитатель занимается специально развитием памяти детей, их речи, обучает их пересказыванию. Когда же речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитании гуманных чувств, ставятся иные вопросы, пробуждающие у ребят интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.

Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь воспитателю понять душевное состояние ребенка во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

Дискуссия во многом способствует активизации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Ребенку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника. Для дискуссий отбираются художественные произведения, в которых есть конфликтные ситуации. Помогая детям формулировать вопросы в связи с прочитанным, педагог может обратиться к ним так: «О чем бы вы меня хотели спросить, прослушав этот рассказ?» При этом он должен прислушаться к вопросам детей, чтобы понять, что их волнует, чего они не понимают, в каком на-правлении развиваются их чувства, представления.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются тяжелые душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом -- котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесо-образно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, сле-довательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей срав-нивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого -- это несправедливо, нечестно.

Анализируя рассказ В. Осеевой, надо особенно подчеркнуть переживания мамы. «Вспомните, дети, как описывает В. Осеева переживания мамы?» -- спрашивает педагог и после нескольких коротких ответов детей подытоживает: «Мама, присев к столу, о чем-то задумалась. Ее пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку. Мама так расстроилась, что даже не легла в постель, уснула за столом. И когда мальчик босиком, в одной рубашке бросился к ней, приподнял ее лицо, чтобы сказать правду, он увидел: смятый мокрый платочек лежал под ее щекой. Что же было с мамой?» Дети отвечают: «Мама плакала». У некоторых более эмоциональных детей глаза становятся влажными, они тяжело вздыхают.

Идея рассказа Н. Носова «Фантазеры» перекликается и с «Карасиком» того же автора, и с «Почему?» В. Осеевой; содержание рассказа «Фантазеры» заключается в следующем:

Мальчик Игорь тайком от мамы съел полбанки варенья и свалил все на свою младшую сестренку Ирочку, измазав ей, спящей, губы вареньем. Утром мама наказала Иру, а Игорю дала еще варенья. Игорю противопоставлены веселые и добрые мальчики, которые сочиняют смешные, неправдоподобные истории, соревнуясь друг с другом в своем «искусстве». Игорь смеется над ними: «Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза». Мальчики, Стасик и Мишутка, отказываются с ним играть, а встретив плачущую Иру, успокаивают ее, угощают мороженым.

Проводя беседу после чтения этого рассказа, педагог продолжает развивать представления детей о справедливости и честности. Сначала ребята затрудняются правильно оценить поступки трех мальчиков, которые, как будто бы все говорят неправду. Хорошие они или плохие? Воспитатель должен помочь им в этом, но прежде выяснить, как оценят дети Стасика и Мишутку, с одной стороны, лгунов фантазеров, с другой -- добрых, справедливых, резко осудивших поступок приятеля. Несмотря на то, что эмоционально дети совершенно правильно воспринимают образы Стасика и Мишутки (смеются, радуются каждой новой придуманной ими истории), в своей оценке они часто бывают необъективны («Все мальчики плохие, они все врали»), многие не могут объяснить разницу в характере той и другой лжи. В этом случае педагог спрашивает: «Дети, одни из вас считают, что все мальчики плохие, лгуны, другим Мишутка и Стасик нравятся. Кто же прав? Давайте подумаем вместе. Сначала расскажите об Игоре. Какой он?» Дети отвечают, что Игорь плохой, обидел сестренку, и мама ее наказала. «А с Мишуткой и Стасиком вы бы стали играть?» -- спрашивает тогда воспита-тель. Дети: «Стали бы. Они веселые, смешные, добрые. Ирочку пожалели».-- «Но ведь многие из вас сказали, что они плохие, вруны. Что же получается? Подумайте!» -- предлагает взрослый. Дети растерянно молчат, потом кто-либо из них непременно скажет: «Мишутка и Стасик не врали, они фантазировали, сочиняли истории». -- «Конечно, -- подтверждает педагог, -- разве кто-нибудь из вас видел живого Кащея Бессмертного или Бабу Ягу? Нет. Только в кино. А ведь их тоже придумали, о них сочинили сказки. Вот и Мишутка со Стасиком сочиняли, но никому никакого вреда не сделали, а Игорь поступил так, что пострадала его сестренка. Это жестоко и несправедливо».

Таким образом, беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание.

Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состоянии, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.

Беседы о сказках «Фея» Ш. Перро, «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена, рассказе Б. Заходера «Серая звездочка» и т. п. помогают формированию у детей чувства доброжелательности и справедливости по отношению к тем, кто несправедливо обижен, унижен.

Перед обобщающей беседой по этим произведениям воспитатель делает такое вступление: «Вспомните, дети, в сказке «Фея» рассказывается о том, что мать любила старшую дочь за то, что она была такая же некрасивая, как и она сама, а младшую не любила за ее красоту. В рассказе Б. Заходера «Серая звездочка» злой мальчишка хочет убить жабу и кричит, что она страшная, уродина, а цветы любят ее, потому что она помогает им жить, радоваться, расцветать, спасая от вредных насекомых. В сказке Андерсена бедного утенка гонят, преследуют только за то, что он не был похож на других и казался всем гадким, хотя он никому не сделал зла. Справедливо ли обижать и унижать за то, что кто-то красив или некрасив, беден или богат? Давайте вместе подумаем». Вот что отвечают дети: «Несправедливо к ним относились, а я хорошо ко всем отношусь, потому что утенок не гадкий, это красивый лебедь, а серая звездочка любила цветы и пользу им приносила. И младшая дочка добрая была. Я их всех люблю». Как видим, ребенок способен вполне правильно осознать, оценить описанные события, поведение персонажей, а также выразить свои чувства. Таким образом, организованные беседы помогают переносить этические представления, полученные детьми на занятиях, в их жизнь и деятельность. С этой целью в конце беседы о художественном произведении можно задавать детям примерно такие вопросы: о чем ты думал, когда слушал этот рассказ? Может быть, что-нибудь похожее было и в твоей жизни? Расскажи. И т. п.

Но воспитатель должен помнить, что прямое сопоставление изображенных в художественном произведении событий, характеров, персонажей с реальными событиями или детьми недопустимо, если они оцениваются отрицательно. Художественное слово вызывает у детей активное эмоциональное отношение к событию, и ребенок, на которого все дети укажут как на плохого, может не только обидеться или заплакать. У него появляется агрессивность, озлобленность, негативное отношение к товарищам. Такое прямое соотнесение изображенного с реальным возможно только в процессе индивидуальной работы с ребенком. Необходимо также, чтобы оценка поступков детей, особенно отрицательная, была выражена спокойно, без раздражения, пренебрежения, лучше всего в форме шутки.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи .

Для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки: «Моя любимая книга», «Сказки А. С. Пушкина», «Книги о труде», «К. И. Чуковский» и др. Воспитатели подбирают диафильмы к произведениям, уже знакомым детям. В кино и театре ребята смотрят картины, спектакли по мотивам литературных произведений. Взрослые должны способствовать развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах.

Итак, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература в сильной степени способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие «творчество» и «творческие способности» детей, особенности развития в старшем дошкольном возрасте

Детская художественная литература как средство развития театрализованной игры

Развитие восприятия

Значение театрализованной игры в жизни ребёнка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Не сложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребёнка во многом предопределена текстом воспроизведения.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Развитие творчества дошкольников - дело сложное, но важное и нужное.

Театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным произведением. Художественная литература формирует представление о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

Детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень важно для театра.

Формирование творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности: накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства, активное включение в художественно-игровую деятельность, поиск-интерпретация поведения в роли, создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества всецело зависит от педагога.

Объект - процесс развития театрализованной деятельности.

Предмет - художественная литература, как средство развития театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования - разработать содержание педагогической деятельности, направленное на развитие театрализованной игры средствами художественной литературы.

Задачи исследования:

.Изучить специальную литературу по программе.

.Изучить детскую художественную литературу как средство развития театрализованной игры.

.Изучить развитие восприятия.

.Изучить значение театрализованной игры в жизни ребёнка.

1. Понятие «творчество» и «творческие способности» детей, особенности развитияв старшем дошкольном возрасте

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

При внимательном рассмотрении поведения человека, его деятельности в любой области, можно выделить два основных вида деятельности:

воспроизводящая или репродуктивная. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия;

творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

исполнительское (речевое, двигательное) - актерские способности; оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

Эти направления могут объединяться. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Становление компетентности ребенка в различных сферах художественной деятельности, готовности к игре - драматизации осуществляется в семье, при поддержке родителей и в педагогическом процессе ДОУ.

Психолого - педагогические исследования свидетельствуют о том, что старшие дошкольники сохраняют положительное отношение к игре - драматизации, она остается интересной для них.

В этих играх расширяются возможности ребенка. В старшем дошкольном возрасте значительно вырастают физические возможности детей: движения становятся более координированными и пластичными, длительное время они могут переживать определенное эмоциональное состояние, готовы анализировать его, выражать.

Дети 7-го года жизни отличаются способностью устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, понимать причины поведения и поступков героев литературных произведений деятельность детей по подготовке и проведению театрализованных представлений приобретает более самостоятельный и коллективный характер, самостоятельно выбирать литературную основу спектакля, иногда сами сочиняют коллективный сценарий, комбинируя различные сюжеты, распределяют обязанности, готовят атрибуты декорации.

К 5 -ти годам дети способны к полному перевоплощению, сознательному поиску сценических средств выразительности для передачи настроения, характера, состояния персонажа, умеют находить связи между словом и действием, жестом и интонацией, самостоятельно додумывают и входят в роль, придают ей индивидуальные черты. Ведущую роль начинают играть личные ощущения, эмоции, переживания. У ребенка возникает желание поруководить спектаклем, быть режиссером. Основная задача педагога - активизировать и развивать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.

2. Детская художественная литература как средство развития театрализованной игры

дошкольный театральный художественный литература

Художественная литература как «искусство слова», - один из видов искусства, включающийся в способности отражения действительности посредством слова, вызывающего в сознании наглядные образы. Слово - не единственный знак, который вызывает в человеке наглядные представления. Это наблюдается и в пиктографическом письме, и в символической живописи. Художественная же литература же располагает только словом. В этом ее ограниченность по сравнению с другими видами искусства, но в этом и ее сила, поскольку слово способно отражать не только то, что непосредственно можно видеть, слышать, но и переживания, чувства, стремления и т. д. Слово обладает огромной силой обобщения, способностью передать тончайшие движения души, различные социальные процессы. В зависимости от способов организации словесного материала различаются две главные разновидности художественной литературы: проза, поэзия.

Богатейшие возможности слова в отражении действительности и выражении внутреннего мира человека, его духовной жизни позволяют воссоздать картины идейных столкновений, социальных, политических конфликтов, включающих идейную борьбу, философские воззрения, столкновение характеров, нравственных и политических принципов и т. д. В пределах каждой из названных разновидностей художественной литературы имеются, естественно, и более мелкие членения, формы, жанры.

Основанием их выделения служит содержание жизненного материала, охватываемого ими. Основные жанры (роды) литературы эпос, лирика и драма. Им соответствуют следующие виды: очерк, рассказ, повесть, роман - в эпосе; трагедия, драма, комедия - в драме; песня, лирическое стихотворение в лирике.

Слово связывается обычно в нашем сознании с представлением о передаваемом им понятии. Но в художественной литературе слово порождает художественный образ, т. е. живую картину действительности, в которой перед читателем оживают реальные люди с их жизненными проблемами, мыслями, поисками и заблуждениями. Прекрасно использовали силу слова для правдивого, высоко художественного отражения реальной действительности великие мастера литературы.

И здесь особое место занимает литература для детей, как широчайшая область художественного творчества мастеров, творящих для детей. Детская литература - вид искусства. Его содержанием является сфера детского эстетического отношения к действительности. Детское сознание имеет конкретно-фантастическую форму, т.е. выступает как осуществление конкретных желаний, направленных на «Я», само же осуществление желаний как бы абсолютизируется, имеет фантастический характер. Детская литература удовлетворяет эстетическим потребностям ребенка.

Художественно-эстетическое воспитание при общении с литературой есть, прежде всего, воспитание творческого слушателя и читателя, развитие литературно-творческих способностей детей.

С воспитанием навыков творческого слушания и чтения развиваются и общий творческий потенциал ребенка.

У детей можно отметить образность восприятия действительности. Живость воображения дошкольника абсолютное достоинство; нельзя, скажем, говорить, что фантазия ребенка богаче фантазии взрослого. Живость детского воображения не координируется знанием закономерностей окружающей жизни. Исходя из этого, можно назвать главную задачу литературно-творческого развития детей: развивая характерное для детей воображение, делать его в то же время более содержательным, ос насыщенным знаниями закономерностей окружающего мира, т.е. воспитывать умного и внимательного слушателя и, затем, читателя.

Творческое освоение литературного произведения происходит в процессе его восприятия. С дошкольниками оно может быть организовано как слушание текста какого-либо произведения, читаемого воспитателем, педагогом, аудиозапись и т.д. Слушание исполняемого литературного произведения заставляет более внимательно относиться к художественному тексту, вслушиваться в него, переживания носят определённый коллективный характер, поскольку рядом сидят такие же слушатели, это объединяет, настраивает чувства, возвышают их.

Уровень восприятия литературного произведения, как и любого другого, зависит от уровня общего развития ребёнка, от его начитанности, интересов и потребностей. Неразвитый интерес к литературе проявляется в поверхностности восприятия, во внимании только к событийной стороне произведения, равнодушии к поэтическим, художественным элементам. Такому читателю наиболее сложная, богатая мыслью и чувством, глубинная основа произведения оказывается непонятной. Культурный читатель рассматривает сюжет, конфликт, фабулу читаемой книги как средство увидеть в живой, образной форме жизнь той нравственной и эстетической идеи, которая волнует художника, и которая стала основой произведения.

Ребенок с развитым и творческим восприятием подходит к слушанию вдумчиво, внимательно, следит за развитием сюжета. Ему раскрывается глубина каждой строки, ее поэтичность, он способен понять движение мысли автора, различает отношение автора к своим героям, выделяет наиболее близкие мировоззрению художника мысли и идеи. По существу, такой ребенок как бы заново создает в своем воображении литературное произведение, выступая как бы со-творцом автора: в воображении ребенка оно воссоздается вновь, обретает формы живой духовной жизни, интенсивно им переживается. В процессе восприятия проявляются способности аналитической оценки, выявляются ориентации читателя на определенные нравственные и эстетические идеалы, по его кругу чтения уже можно судить об отношении к жизни, о его характере, об определенных чертах его мировоззрения.

3. Развитие восприятия

Полнота восприятия - необходимое условие адекватного и полноценного восприятия литературного произведения, это отдаленный, хотя и достижимый, идеал. В процессе развития эстетического восприятия нужно учитывать, что в каждом возрасте надо опираться на те психологические и познавательные возможности, которые достигнуты в предшествующем развитии.

Восприятие обогащается более активно, когда в основе его развития лежит достижимая цель, когда соблюдается преемственность как в психолого-физиологическом, так и в духовном развитии ребенка.

Дошкольник, еще не имеющий большого опыта общения с художественной литературой, впервые серьезно и последовательно обращается к ней на занятиях, беседах в детском саду. Отличительной психологической чертой ребенка является способность эмоционально относиться к содержанию литературного произведения, импульсивно становится на сторону добра и справедливости. Эти качества нужно постоянно укреплять. Когда ребенок начинает знакомиться с особенностями литературы как вида искусства, начинает чувствовать и понимать ее образный характер, художественности, в нем укрепляется самая ценная в воспитательном отношении черта - отзывчивость на искусство. Глубина образно-эмоционального отношения к произведению осознается тогда, когда ребенок (средний и старший дошкольник) может выразить свое отношение к услышанному, прочитанному.

Одним из важных качеств творческого восприятия является осмысленность понимания содержания литературного произведения. Восприятие осмысленно, когда содержание художественного произведения не искажается, в него не вносится что-то чуждое автору.

Расширение знаний детей об искусствах (изобразительном, музыке, театре и др.) позволяет воспитателю связать эти знания с литературой, показать общие черты всех искусств, связь между ними и т.д., чтобы у детей сложились первоначальные представления о художественной образности - качестве, присущем всем искусствам, а также о системе выразительных средств - языке литературы (сравнения, метафоры, рифма, ритм, эпитет и т.д.).

Восприятие ребенка может стать глубоким и творческим, когда он интересуется литературой, и это надо воспитывать в детях - формировать и развивать потребность в книге. Равнодушный читатель, обращающийся к книге от скуки, никогда не познает прелести и очарования, восхищения произведением, не окажется во власти обаяния личности писателя. Активное отношение к литературе помогает отыскать в художественном произведении общее для себя и писателя, его героев. Подлинное восприятие начинается тогда, когда ребенок не только эмоционально переживает содержание, но и становится на уровень сотворчества, из пассивного созерцателя превращается в активного творца, возрождающего в своем духовном сознании произведение искусства.

Важнейшей задачей использования такого искусства как литература является речевое развитие ребенка. Книга расширяет кругозор ребенка, вводит его в мир художественно-эстетических образов, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, художественный вкус. Умная и добрая книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь. Возникает детская художественная речевая деятельность, т. е. деятельность, связанная с восприятием литературных произведений, их исполнением, с разнообразными творческими проявлениями (придумывание загадок, рифмованных строк, сказок, рассказов и т.д.)

Воспитание детей через художественную литературу и выразительное чтение и пересказывание (литературно-художественная и творческая деятельность) прежде всего, направлены на развитие любви и интереса к литературе. Возникший у ребенка эмоциональный отклик на прослушанные рассказы, сказки, стихи, потешки, загадки и т.д. способствует лучшему их пониманию и усвоению, усиливает воспитательное значение литературных произведений не только в умственном, но и в нравственном, художественно-эстетическом плане.

Уже в детском саду детей надо познакомить с различными жанрами художественной литературы: рассказом, сказкой, стихотворением, когда воспитатель рассказывает, читает по книге или наизусть. Приобретая навыки выразительной речи, ребенок духовно обогащается, у него развивается способность чувствовать художественный образ, улавливать ритмичность поэтического слога.

Дети пятого года жизни, имеющие уже довольно большой словарный запас, определенную сумму представлений об окружающем, научившиеся эмоционально реагировать на события, свидетелями которых они оказываются, ставшие внимательнее, в целом более углубленно воспринимают художественные произведения: не просто понимают сюжет, но замечают яркую, образную речь, поэтичность сказок и рассказов. высказывают свое отношение к персонажам. Более дифференцированным становится и восприятие художественной формы: дети четче, чем в младшем возрасте, различают прозаическую и поэтическую речь, замечают эпитеты, сравнения при условии, конечно, что воспитатель обращает их внимание на выразительные свойства речи. На пятом году они уже знают много потешек, четверостиший, с которыми знакомятся не только на занятиях, но и вне них. Активизируется исполнительская деятельность. Дети с удовольствием выполняют все задания воспитателя: пересказывают сказку, сопровождая изложение сюжета показом плоскостных фигурок, драматизируют известные сказки, стремятся воспроизвести в речи, мимике характерные особенности изображаемых персонажей, передать свое отношение к ним. Читать наизусть, рассказывать они стараются интонационно выразительно.

К пяти-шести годам дети приобретают уже навык сосредоточенного, внимательного слушания произведений, умение мотивированно высказывать свое отношение к содержанию, к персонажам произведения и его изобразительно-выразительным средствам. Ребенок этого возраста уже сам оказывает предпочтение определенным произведениям и жанрам, у него появляется стремление сравнивать их, сопоставлять только что услышанное с тем, Что уже известно. Он не только может отличать стихотворную речь от прозаического текста, но и понимать разнообразие поэтического, отличать рассказ от сказки и, выделяя изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, объяснять их необходимость. Появляется устойчивость интереса к определенному виду деятельности: одни любят читать стихи, другие рассказывать сказки. Развиваются творческие способности: дети сами придумывают загадки, стихотворения, сочиняют сказки по аналогии с уже известными героями. Вырабатывается оценочное отношение к творческим проявлениям и исполнительской деятельности сверстников: дети отмечают, кто лучше придумал, рассказал, прочитал наизусть.

Ребенок радуется благополучному концу, победе справедливого, честного, бесстрашного героя, награде за стойкость, за трудолюбие. Сказка знакомит малыша с яркостью, выразительностью родного языка. Дети не только усваивают смысл сказки, но запоминают повторы, эпитеты, типичные сказочные обороты, т.е. начинают понимать красоту формы, своеобразие стиля, переносят в свою речь те слова и фразы, которые они запомнили.

Наряду со сказками важную педагогическую задачу выполняют загадки, где в образной форме изображаются различные явления действительности. Загадки тоже помогают детям знакомиться с окружающим миром, обогащают их знанием конкретных деталей отдельных предметов и явлений. Народные загадки-шутки, развлекая, требуют от детей находчивости и сообразительности, развивают их память, наблюдательность.

Открывая поэтическую сторону самых, казалось бы, прозаических вещей, загадка развивает поэтический взгляд на действительность при условии активного восприятия со стороны слушателя.

Знакомство с малыми формами фольклора: загадками, потешками, скороговорками - очень важно как для формирования эмоциональной сферы ребенка, развития образного мышления, творческого воображения его, так и для развития речевого аппарата. Игра созвучий, свойственная скороговоркам, потешкам, забавляет ребенка, заставляет его преодолевать фонетические трудности и приобретать навыки правильного произношения звуков.

Большое значение для нравственного и эстетического воспитания детей имеет чтение рассказов. Тематика их широка разнообразна. Опыт работы показывает, что через литературные произведения детей можно знакомить с явлениями и событиями, выходящими за пределы их личного жизненного опыта. Художественное мастерство писателя способствует тому, что сложные темы становятся доступными.

Итак, восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности. Изучение возрастных особенностей показывает, что у дошкольников можно развить эмоциональное эстетическое восприятие литературы и фольклора, т. е. умение понимать и чувствовать не только содержание, но и форму произведения, проявлять поэтический слух, отзываться на образную речь, выразительность интонации. Воспитание и обучение посредством художественных произведений требует применения разнообразных методов, которые должны быть направлены не только на обогащение детей знаниями об окружающем мире, но также на развитие их отношения к полученным знаниям, на воспитание эмоций. Овладение знаниями - это лишь начало длительного и сложного процесса формирования духовного мира человека, его взглядов, убеждений, поведения.

Большой интерес детей старшего дошкольного возраста к сюжетно-ролевым играм на темы литературных произведений и к играм-драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение в играх людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Советская детская литература, гуманистическая по своей сущности, даёт богатый материал для игр. Отдельные персонажи литературных произведений начинают появляться уже в самостоятельных играх детей младших групп, однако малыши не могут полностью раскрыть их из-за недостаточного опыта.

Игра-драматизация оказывает большое влияние на речь ребёнка. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

Таким образом, детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что в свою очередь проявляется в театрализованной игре.

4. Значение театрализованной игры в жизни ребёнка

Понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Театрализованные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы.

Театрально-игровая деятельность детей-дошкольников, по Л.С. Фурминой, принимает две формы: когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы), и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Первые игры (предметные) - это различные виды кукольного театра и вторые игры (непредметные) - это игры-драматизации.

Игра-драматизация - это игра, которая обычно не требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя. Мотив такой игры лежит в самом ее процессе, а не в результате. Эти признаки выражают процессуальность самой игры: ее мотив, проще говоря, не в том, чтобы «сделать постройку, а в том, чтобы делать ее». В игре-драматизации литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески, по-своему. Не сложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребёнка во многом предопределена текстом воспроизведения.

Театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрываются тема, сюжет.

Все театрализованные игры в этом случае делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. В этих играх ребенок или взрослый действует за всех персонажей. Таким образом в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. К режиссерским играм относится настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе.

Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:

творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

творчество исполнительское (речевое, двигательное);

творчество оформительское (декорации, костюмы и т. д.).

В одном из видов театрализованных игр эти три направления творчества могут объединяться, что следует расценивать как высшее достижение в художественно творческом развитии детей.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п) В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Говоря о театрализованных играх, мы понимаем, что в самом этом названии заключен смысл театра как искусства игры. Театральное искусство близко и понятно детям уже потому, что в основе театра (любого) лежит игра, а дошкольники очень любят играть, ведь это их основная деятельность.

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении имеет целью через театр научить ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Гармоническое сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет решать задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников.

Таким образом, театрализованная игра дошкольника способствует развитию психических процессов и различных качеств личности - самостоятельности, инициативности, эмоционального мира и воображения. Так же этот вид игры оказывает большое влияние и на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение психолого-педагогической литературы по вопросам развития театрализованной игры детей старшего возраста позволило определить, что театрализованная игра способствует развитию всех психических процессов, различных качеств личности и развитию грамотной эмоциональной речи детей.

Детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры. Благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень значимо в развитии театрализованной деятельности.

В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:

сформировать правильную модель поведения в современном мире;

повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

познакомить его с детской литературой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес; дает элементарные представления о видах театра.

совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

способствуют развитию игрового поведения, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;

развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Беляев В.И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство. М.:МИУПУ, 2015.

.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М., 2016.

.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2015.

. Дидро Д. Парадокс об актёре. - Л.-М., 2014.

.Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду. М., 2016.

.Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. М., 2016.

.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2014.

.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2015.

.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2014.

Зиганшина Альмира Завдатовна,

Учитель русского языка и литературы

МАОУ - «СОШ №17» г. Альметьевск РТ

раб.ном. 45-60-03

45-60-02

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК

КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русской литературы в этом плане невозможно переоценить.

Одной из задач в формировании личности учащихся является обогащение ее нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у всех детей различна, что связано с общим развитием, его жизненным опытом. В этом плане велика и значительна роль художественной литературы на патриотические темы.

Патриотическая тема имеет давние богатые традиции, ведет начало от героического эпоса народов, от замечательного памятника древнерусской культуры « Слово о полку Игореве» и грузинской национальной поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Ш.Руставели, от «Полтавы» А.С. Пушкина и «Бородина» М.Ю.Лермонтова, «Тараса Бульбы» Н.В.Гоголя и «Войны и мира» Л.Н.Толстого.

Защита Отечества, борьба за свободу и независимость своего народа, подвиг во имя Родины рассматриваются в произведениях художественной литературы как наиболее яркие проявления патриотического чувства.

В современной обстановке, когда военный конфликт между отдельными государствами представляет собой реальную угрозу всему человечеству, выражением патриотического чувства становится движение сторонников борьбы за мир, за сохранение жизни на нашей планете.

В первых рядах движения за мир стоят и писатели. Свидетельство тому - их постоянный интерес к проблемам войны и мира, огромный воспитательный потенциал лучших произведений современной литературы, посвященных Великой Отечественной войне.

Какие проблемы волнуют сегодняшних школьников в художественной литературе о войне? Каковы мотивы их обращения к произведениям о войне? Приведу высказывание школьницы: « Много читаю о войне. Часто думаю о том, что ждет нашу планету в будущем, и поэтому с интересом читаю наших и зарубежных фантастов. Поразила фантастическая ситуация, описанная Ч.Айтматовым в романе «Буранный полустанок». Это какая-то особенная, очень жизненная фантастика, не для того, чтобы задуматься о настоящем». (Елфимова Айгуль, 11 класс).

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст свои результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.

Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.

Изучая «Житие Александра Невского» в 8 классе, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения - вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слово о полку Игореве».

Для учащихся огромный материал для патриотического и гражданского воспитания представляют эпизоды военной истории России.

Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 5 классе, учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышления автора о значении Бородинской битвы и роли простого народа, русском национальном характере, о том, кто такие настоящие люди, какой ценой добывается слава народа. На уроках беседуем о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, говорим о Лермонтове не только как о поэте, но и непосредственном участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают волновать нас и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова: «Ребята! Не Москва ль за нами?» Анализ текста хорошо дополняют слайды репродукции картин Ф.Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.Герасимова и слайды других авторов, подготовленные самими учащимися.

Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (6 класс) - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей - запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиги Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, отвага и храбрость в отстаивании ее чести и независимости. При изучении этого произведения использую на уроке видеофрагменты фильма «Тарас Бульба» в качестве иллюстрации произведения, сопоставления фрагментов художественного текста и видеофрагмента. Просмотр эпизодов сопровождается беседой по содержанию.

Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами. Например, при изучении романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина «Пугачев». Данная работа позволяет учащимся самостоятельно получать знания, на основе которых формируются определенные убеждения и через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности.

Судьба родины и судьба человека слиты в одно целое в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Учащиеся 9 класса выявляют такие качества, как стойкость, преданность, дух товарищества, которые были издавна присущи русскому солдату. Ярким примером такого солдата стал Андрей Соколов. Лейтмотивом произведения являются слова героя: «… На то ты и мужчина, на то и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Чтение и анализ завершается просмотром фильма, который дает еще раз возможность школьникам прочувствовать необычайность характера русского человека. Анализируя текст, ученики получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, отвечают на вопрос: «А как бы ты поступил на его месте?» Этот вопрос рождает чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических чувств способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворды, озвучить диалог исторических деятелей, написать сценарий к фильму, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой на уроке, что во многом определит его успех.

Применение ИКТ - технологий является результатом формирования более эффективной модели обучения, - это требование времени, позволяющее разнообразить урок, активизировать работу учащихся. Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения использовать ИКТ, направленное на формирование и развитие информационной культуры учащихся.

Эффективное использование новейших педагогических технологий, воспитательных возможностей форм и методов преподавания обеспечивает воспитание и развитие личности школьников, способствует проявлению ими собственной нравственной и гражданской позиции, участию в деятельности патриотической направленности.

Литература:

  1. Гасанов З.Т. «Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан». «Педагогика». - 2007г., №6;
  2. Колычев В.К. «Истоки мужества»., г. Москва «Просвещение», 2001г.
  3. Бодрова Н.А., Сигал Л.М. «Читательские интересы старших школьников. Внеклассная и внешкольная работа по литературе». - Москва, 2002 г.
  4. Богданова О.Ю. Библиотека учителя русского языка и литературы. «Нравственное воспитание на уроках литературы». - Москва «Просвещение», 2001 г.
  5. Овчинникова Н.П. «Идея патриотизма и Отчества в истории русской педагогики». «Педагоггика». - 2007г., № 1

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.

В статье оснащены вопросы актуальности и целесообразности применения художественной литературы как средства всестороннего развития дошкольника.

«Литературе так же нужны

талантливые читатели,

как и писатели»

С. Я. Маршак.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.

Главная задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического . Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное в .

Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно, читая, мы знакомим детей с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания и развития: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.

Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет жизни, начиная с колыбельных песен, также с произведений А. Барто, С. Михалков, К. Чуковского, а далее переходя в школе на классические произведения. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут различать художественные жанры, замечают выразительные средства.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Ни читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребёнка. Дети дошкольного возраста - слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

1.2. Устное народное творчество и литература. Жанры унт.

1.3. Художественный образ. Художественное время и пространство.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.

Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей.

Художественный образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.

Он дает максимальную емкость содержания, способен выражать бесконечное через конечное, он воспроизводится и оценивается как некое целостное, даже если создан с помощью нескольких деталей. Образ может быть эскизным, недоговоренным.

В качестве примера художественного образа можно привести образ помещицы Коробочки из романа Гоголя «Мертвые души». Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам. Коробочка на редкость тупа и туго соображает. Однако она умеет торговать и боится продешевить. Эта мелочная бережливость, торговая деловитость ставит Настасью Петровну выше Манилова, у которого нет никакого задора и который не ведает ни добра, ни зла. Помещица весьма добра и заботлива. Когда Чичиков гостил у нее, она угощала его блинами, пресным пирогом с яйцом, грибами, лепешками. Она даже предлагала почесать гостю на ночь пятки.