Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Влияние музыки на физическое развитие детей. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Влияние музыки на физическое развитие детей. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Оксана Кудашова
Из опыта работы «Музыка - как одно из средств эффективности физического развития дошкольников»

Из опыта работы

музыкального руководителя МДОУ детский сад№ 4 «Радуга» п. Уразово Валуйского района Белгородской области Кудашовой Оксаны Геннадьевны

«Музыка - как одно из средств повышения эффективности физического

развития дошкольников в соответствии с ФГОС»

Приобщение детей к музыкальному искусству начинается с раннего детства и поэтому развитие детского музыкально -художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение в самовыражении мы находим в одной из образовательных областей : «Художественно-эстетическое развитие » . Которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира музыки , его восприятия и связи с другими видами деятельности.

Пение развивает голосовой аппарат , укрепляет голосовые связки, улучшает речь, (врачи-логопеды используют пение при заикании, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза при пении регулирует и углубляет дыхание.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения , улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывает четкость ходьбы и лёгкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно - сосудистой, мышечной, двигательной, дыхательной систем организма.

При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается вентиляция лёгких, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности (эмоциональной отзывчивости, слуха) .

Дети учатся воспринимать музыку , двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности .

Задачи физического развития тесно связаны со всеми разделами воспитания в детском саду. Образовательная программа детского сада предусматривает работу над развитием движений и в музыкальном развитии .

Музыкальные игры и пляски построены, главным образом, на основных движениях : ходьбе, беге, прыжках, подскоках.

Их совершенствование идет как в музыкально -художественной деятельности, так и в двигательной деятельности.

Например, передача движениями бодрого характера музыки способствует выработке правильной осанки , координации движений рук и ног, легкости шага, а обучение правильному шагу и бегу на нод по физической культуре , укрепляет мышцы ног и тем самым способствует более легкому освоению танцевальных движений.

В основе движений лежит определенный ритм, соотносимый с ритмичностью музыкального звучания . Музыка повышает интерес к играм и упражнениям, придавая им особую эмоциональность. Между музыкой и движением при их одновременном исполнении устанавливаются тесные связи.

Определяющую роль играет музыка . Сопутствуя музыке , движения выражают ее образное содержание.

Акценты, несложные ритмические рисунки легко воспроизводятся в беге, шагах, хлопках, изменения темпа, динамики музыкального произведения влекут за собой изменения в скорости, и степени напряженности выполнения движения. Между музыкой и движениями легко устанавливаются нужные взаимосвязи : движения заставляют интенсивнее, полнее воспринимать музыкальное произвёдение , а музыка управляет ритмом движений, придает им особую выразительность, облегчает их выполнение.

Музыка помогает детям одновременно начать и закончить то или иное движение или всё упражнение, выполнять его в определенном темпе. Хорошо сочетаются с музыкой ходьба , бег на носках в колонне, по одному на месте , бег врассыпную и некоторые подвижные игры, в основном хороводного построения , где музыкальное сопровождение - смена тем, частей - обусловливает переход к другому действию, начало или окончание определенной последовательности действий. Например : в игре «Кто скорей» дети бегают по залу под звучание музыки , а по ее окончании быстро садятся на стулья.

В организации работы по физическому развитию я принимаю активное участие. Совместно с инструктором по физической культуре мы проводим различные упражнения : в ходьбе, беге, построениях и перестроениях, что обеспечивает быстроту и четкость их выполнения.

Не сопровождаются музыкой такие упражнения : лазание, прыжки в длину и высоту с места и с разбега, метание, подвижные игры, содержащие соревновательные элементы. Каждый ребенок выполняет их в своём индивидуальном темпе.

В непосредственно -образовательной деятельности я использую музыку в комплексе упражнений, ранее разученных без музыкального сопровождения .

В работе по развитию движений большое место занимает утренняя гимнастика. Основное ее значение - оздоровительное : укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать детский коллектив.

Важная задача гимнастики с музыкой - создание у детей бодрого настроения, что способствует их активности в труде, играх, занятиях. Музыка вызывает у детей по-ложительные эмоции и тем самым облегчает выполнение движений.

Используемое во время гимнастики музыкальное произведение , нельзя искажать - подчеркивать отдельные ритмические фигуры, делать произвольные паузы, чтобы приспособить его для более удобного выполнения того или иного движения.

Немаловажное значение имеет и гимнастика после дневного сна. В спальной комнате дети под музыку выполняют произвольные музыкально -ритмические упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями. В течение года мы используем различные варианты гимнастики.

В непосредственно -организованной деятельности физическая культура музыка звучит эпизодически : во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений, некоторых общеразвивающих упражнений . Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки , однако отдельные подвижные игры включают музыкальное сопровождение .

Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие. После показа упражнения даётся характеристика. Например : Светлана Александровна инструктор по физкультуре показывает упражнение с обручем в сопровождении «Вальса» С. Асафьева, затем говорит : «Музыка спокойная , певучая, негромкая и движения должны быть лёгкими, неторопливыми, плавными».

Разучивание отдельных элементов движения проводим без музыки , так как её восприятие на этом этапе снижает сознательное управление двигательными навыками и может привести к механическому их воспроизведению.

В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах движений использую народную, классическую музыку , сочинения современных композиторов. Упражнения сопровождаю музыкой тогда , когда они заранее разучены с инструктором по физкультуре.

Наша задача как музыкальных руководителей научить воспитателей показывать все движения упражнений в соответствии с характером, средствами выразительности и формой музыкального произведения .

Разучивание упражнения следует начать с объяснения воспитателем правил выполнения и первые один-два раза провести его без музыки .

Знакомые упражнения сразу исполняем с музыкальным сопровождением . Воспитатель должен следить за четким соотношением музыки и движений . Функция музыки не сводится лишь к аккомпанементу или фону выполнения движений, она, прежде всего, должна помочь детям эмоционально осознать свои движения.

Мы совместно с инструктором по физической культуре планируем работу пo развитию движений , стараясь избежать слишком большого разнообразия материала, установить известную последовательность в его прохождении. Это способствует взаимодействию музыкального и физического развития дошкольников .

Воспитывая ребенка средствами музыки , мы должны понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизнь детей.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Способности ребёнка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности.

Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

  • Слуховое ощущение, музыкальный слух;
  • Качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
  • Простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Первый год жизни. С первых месяцев нормально развивающийся ребёнок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш слушает пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.

Второй год жизни. Ребёнок различает высокий и низкие звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску. Рождаются первые певческие интонации; подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Третий и четвёртый год жизни. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Речь становится связной, укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребёнка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют самостоятельно плясать и играть.

Пятый год жизни. Характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка весёлая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребёнку понятны требования: как надо петь песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.

Освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков – даёт возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например в сюжетной игре). Другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.

Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах. Почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

Ребёнок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проведённые в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять. Различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребёнок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определённым образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

У детей 6-7 лет ещё более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Таким образом, музыкальное воспитание выполняет задачу всестороннего и гармонического развития детей дошкольного возраста.

Исследователи в области психологии внесли заметный вклад в изучение возрастных изменений человеческой психики, особенно психики детей дошкольного возраста. Идеи фундаментальных исследований А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, А. А. Маркосяна, В. В. Давыдова и других ученых лежат в основе организации учебного и воспитательного процесса в школе и дошкольных учреждениях. Физиолог А.А. Маркосян, например, разработал подробную возрастную классификацию, включающую одиннадцать возрастных периодов. По мнению исследователя именно они создают лишь предпосылку для тех или иных изменений психической организации ребёнка; эти изменения находятся под влиянием социальных факторов, выявить которые уже нельзя с помощью одной только психофизиологии.

Таким образом, возраст - понятие не только физиологическое, но и социальное. Это толкование содержится и в самом наименовании некоторых возрастных периодов: «дошкольный», «школьный» и др. С каждым возрастом в обществе связываются определенные функции, за возрастными группами закрепляется тот или иной статус. Социально-психологический смысл возрастного деления нельзя упускать из виду, когда речь идет о возрастных особенностях, проявляющихся в сфере контакта человека с искусством. Поэтому, говоря о наилучшем возрасте для развития музыкальности, мы имеем в виду многие условия.

Надо назвать еще одну существенную закономерность - психические функции развиваются неравномерно. Эта мысль высказана Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, Л. И. Божович. Так, Л. С. Выготский отмечает: «...развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся в детском возрасте». Развивая эту мысль, Л. И. Божович указывает, что границы возраста могут сдвигаться в зависимости от деятельности ребенка и конкретных условий, в которых он находится.

Структура может стать практическим, руководством, если ее использовать с учетом музыкального развития детей различных возрастов и их индивидуальности.

Но для этого необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности музыкального развития детей. Знание возрастных особенностей детей дошкольного возраста дает возможность педагогу находить более эффективные способы управления психическими процессами ребенка, в том числе и его музыкальным развитием.

Понятия «возраст» и «возрастная стадия развития» трактуются по-разному. Одни рассматривают возрастную стадию только как естественный биологический процесс. Отсюда вывод о неизменности этих стадий. Другие вообще отвергают понятие «возраст» и считают, что на любом этапе развития ребенка можно научить чему угодно. Отсюда полное игнорирование учета возрастных возможностей.

Ранние и яркие успехи детей в исполнительской музыкальной деятельности каждый раз позволяют думать, что мы имеем дело с явлением редкостным, исключительным. Но есть основания предполагать, что способность к восприятию музыкального произведения также не всегда находится в прямой зависимости от возраста.

Мнение о том, что между музыкальными способностями и возрастом нет прямой причиной связи, имеет две стороны: негативную и позитивную. Негативная его сторона заключается в том, что отрицается правомерность развития музыкальных способностей по мере взросления человека. Иными словами, ребенок может расти, а его способности к музыкальной деятельности не прогрессировать (может даже напротив -- регрессировать), если не обеспечивать оптимальные возможности для ее развития. Позитивная -- заключается в том, что уже в раннем возрасте у ребенка может быть развита музыкальная восприимчивость.

Идея существования наилучшего возрастного периода для развития музыкальных способностей перекликается с положением Л. С. Выготского о ведущих видах деятельности для детей различных возрастов. Но в области музыкального восприятия такой период еще предстоит найти. Говоря «наилучший», мы имеем в виду не столько то, что он единственный (например, возраст до трех лет является единственным, когда человек может научиться речи), сколько то, что, упустив этот возраст, мы создаем дополнительные трудности в деле музыкального развития.

Следует подчеркнуть, что хотя возраст в огромной мере характеризует становление индивида, но его нервно-психическое созревание определяется в основном всем его жизненным опытом. Человек на любом этапе своего развития обладает совершенно неповторимым, единичным свойством. В этом смысле индивидуальные свойства как бы перекрывают его возрастные особенности, что делает возрастные границы восприятия крайне неустойчивыми, динамичными, переменчивыми и вместе с тем очень дифференцированными, подверженными внешним воздействиям.

Что же кладется в основу при установлении границ возрастных стадий развития детей?

Советские психологи считают, что эти границы определяют отношение ребенка к окружающему миру, его интересы, потребности к определенным видам деятельности. И в соответствии с этим можно отметить следующие возрастные этапы всего дошкольного периода:

младенчество (первый год жизни);

раннее детство (от 1 года до 3 лет);

дошкольное детство (от 3 до 7 лет).

Сроки начала музыкального развития и воспитания надо искать в предпосылках возникновения определенного отношения к музыке, появления эмоциональной и слуховой отзывчивости.

В советской психологии и педагогике получены данные о ранних сроках проявления музыкальности. По данным А. А. Люблинской, у малышей на 10--12-й день жизни возникают реакции на звуки.

В начале первых месяцев жизни (первый возрастной этап - младенчеств о) музыкальное звучание воздействует на ребенка чисто импульсивно, вызывая реакцию оживления или покоя. Так, дети, спокойно сидящие в манеже, при неожиданных звуках фортепиано поворачиваются, радуются и начинают ползти по направлению к звучащему источнику.

Это подтверждает необходимость раннего музыкального воспитания, и в первую очередь развития восприятия, так как дети еще не готовы к другим видам музыкальной деятельности. В соответствии с этим и строится программа музыкального воспитания в дошкольных учреждениях, которая намечает определенные задачи музыкального развития детей, начиная с двух месяцев жизни. Постепенно с возрастом и по мере целенаправленного воспитания дети начинают воспринимать музыку соответственно эмоционально-смысловому содержанию, радуясь или грустя в зависимости от характера музыки, и лишь позднее воспринимают выразительность образа.

Следующий возрастной этап - раннее детство (1-3 года). В этот период у ребенка наиболее ярко проявляется потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Он овладевает ориентировочными действиями с окружающими предметами. У ребенка возникает стремление к музыкальной деятельности, малыш испытывает интерес к движению под музыку, к пению. Все это выступает как предпосылка к музыкальной деятельности.

При восприятии музыки дети проявляют эмоциональную отзывчивость: радуются или спокойно слушают музыку. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихое звучание, наиболее контрастные тембры детских музыкальных инструментов. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности, что позволяет некоторым малышам точно воспроизвести несложную и короткую мелодию.

Появляются первые сознательно воспроизводимые певческие интонации. И если на втором году жизни ребенок, подпевая взрослому, повторяет окончания музыкальных фраз, то к концу третьего он может сам воспроизвести мелодию небольшой попевки (с помощью воспитателя). В этот период дети часто по собственному желанию напевают, импровизируя какие-то понравившиеся им интонации. Они охотно двигаются под музыку: хлопают, притопывают, кружатся. У ребенка заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат, и движение под музыку помогает ему выразить свое настроение.

Следующий возрастной этап - собственно дошкольное детство (3-7 лет). Ребенок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности (если для этого созданы необходимые педагогические условия). У детей появляются музыкальные интересы, иногда к какому-то из видов музыкальной деятельности или даже к отдельному музыкальному произведению. В это время происходит становление всех основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, движение, а в старших группах - игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество. В дошкольном периоде дети различных возрастов значительно отличаются по своему развитию. Дети 3-4 лет находятся в переходном периоде - от раннего к дошкольному. Еще сохраняются черты, характерные предыдущему возрасту. Но уже происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного аппарата. У детей появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Они овладевают простейшими навыками пения и к четырем годам могут спеть маленькую песню самостоятельно или с помощью взрослого. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках.

Дети среднего дошкольного возраста проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, "не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определить, какая исполняется музыка: веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют (рояль, скрипка, баян). Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.

Голосовой аппарат ребенка среднего дошкольного возраста укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация.

Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

Дети 5-6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. Так, после прослушивания двух маршей С. С. Прокофьева и Э. Парлова детям предложили сказать, какой из маршей им нравится и почему. Большинство детей выбрали «Марш» С. С. Прокофьева. Но их мотивировки были весьма своеобразными: «Строгая музыка», «Этот марш лучше, там смелые такие солдаты», «У музыки характер есть». О марше Э. Парлова мальчик сказал: «Мне больше понравился, мы знаем его, он мягче». В этих высказываниях проявилось стремление найти жизненные прообразы, выраженные музыкальными средствами, оценить общий его характер («строгая музыка», «у музыки характер есть», «он мягче»), видна попытка сопоставить со своим опытом («мы знаем его»). В этом возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лирическая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно». На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений. Так, о музыкальном вступлении ребенок говорит: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь».

Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре-си первой октавы, хотя у некоторых детей звучат и более высокие звуки - до, ре - второй октавы.

Дети 5--6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это база для разностороннего музыкального развития детей.

Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Само название группы как бы определяет социальное назначение ее. Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление. Вот некоторые ответы ребят 6-7 лет на вопрос о том, почему им нравится музыка: «Когда музыка играет, нам весело» (чувствуют эмоциональную природу музыки); «Музыка рассказывает что-то»; «Она подсказывает, как танцевать» (отмечают ее жизненно-практическую функцию); «Люблю музыку, когда ласково звучит», «Люблю вальс - плавная музыка» (чувствуют и оценивают характер музыки). Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т.д.). Они уже относят произведения к определенному жанру: бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихонемного грустно (о колыбельной).

Разумеется, и здесь ярко выступают индивидуальные особенности. Если одни дети (в том числе и шестилетние) дают лишь краткие ответы (типа «громко-тихо», «весело-грустно»), то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства: музыка может выражать разнообразные чувства, переживание человека. Следовательно, индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности.

Отчетливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки (некоторые приходят в подготовительную группу из семьи). Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться (ре первой октавы-до второй). Этот диапазон наиболее удобен для многих детей, но могут быть и индивидуальные особенности. В певческом диапазоне детей данного возраста отклонения значительны. В голосах проявляется напевность, звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор детей 6-7 лет звучит недостаточно устойчиво и стройно, хотя мастера-педагоги, занимаясь с детьми этого возраста, добиваются хороших успехов.

Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их координированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах (индивидуально и в ансамбле). Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубны, треугольники и др.), струнных (цитры), духовых (триола, Мелодия-26); они запоминают их устройство, по тембру различают звучания.

Короткий обзор возрастных особенностей музыкального развития детей можно закончить, подчеркнув их характерные черты.

Во-первых, уровень музыкального развития находится в зависимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе. При этом важно выявить связи между уровнем эстетического отношения детей к музыке (к музыкальной деятельности) и уровнем развития музыкальных способностей.

Во-вторых, уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятельности в соответствии с содержанием программы. (Однако музыкальная информация, получаемая ребенком дома, шире намеченного в программе.)

Главное, и это подчеркнуто в программе музыкального воспитания, дети получают опыт слушания.

Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то увидим, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей. Так, при очень качественном музыкальном восприятии некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склонностью к творчеству. Следовательно, необходимо учитывать как] возрастные, так и индивидуальные особенности детей.

В целом можно сформулировать уровень развития музыкальности, к которому должны стремиться в практике музыкального воспитания в детском саду.

Приведем примеры желательного уровня музыкального развития ребенка средней, старшей и подготовительной школе групп.

В средней группе дети должны:

эмоционально откликаться на музыку, узнавать все, знакомые произведения, отмечать любимые, узнавать мелодию, высказываться о произведениях, различать контрастный характер музыки, звуки по высоте в пределах сексты;

определять различные динамические оттенки: форте [f] -I громко, меццо-форте - умеренно громко, пиано [p] - тихое: звучание;

петь простейшие песни без сопровождения и с сопровождением;

двигаться под незнакомую музыку, передавая ее основное настроение, точно и с удовольствием выполнять плясовые движения, чисто воспринимать простой ритмический рисунок на ударных инструментах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выявление предположительно имеющихся музыкальных способностей детей дошкольного возраста возможно лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, то есть уже заметен достигнутый уровень.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Владимирский государственный гуманитарный университет

Кафедра дошкольного образования

Контрольная работа

по предмету: теория и методика

музыкального развития детей

на тему: «Специфика и взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»

Выполнена: студенткой группы – ДО-41

за очной формы обучения

факультета педагогики и методики начального образования

Завьяловой О. Ю.

Преподаватель: Михайлова Н.В.

Владимир – 2010

Введение 3

Глава 1. Музыкальная деятельность дошкольников 5

1.1 Значение музыкального воспитания детей 5

1.2. Структура и виды музыкальной деятельности дошкольников 8

Глава 2. Специфика музыкальной деятельности дошкольников 12

2. 1. Развитие музыкального восприятия дошкольников 12

2.2. Музыкальное исполнительство, музыкальное творчество,

музыкально-образовательная деятельность детей дошкольного возраста 16

Заключение 25

Список литературы 26

Введение

В современной педагогике акцентируется внимание на противопоставление традиционной педагогики и педагогике творчества, для которой главное развитие активности обучаемого независимо от его возраста. Именно искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.

Среди всех видов искусств, по мнению многих исследователей, самым эмоциональным по своей природе является музыка (Б.В. Асафьев,Н.А. Ветлугина, Г.А. Ермакова, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, О.П. Радынова, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов, Г.С. Тарасов, К.В. Тарасов, В.С. Цукерман и другие.), поскольку она обладает способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму чувств и настроений. Б.В. Асафьев характеризует музыку как «отражение логики смены эмоциональных состояний»; Б.М. Теплов – «как эмоциональное познание». Таким образом, музыка рассматривается как творческий способ освоения познания ребенком-дошкольником эмоционально-культурного аспекта общества, который формирует творческое отношение человека к окружающему миру и к самим себе, их оценки действительности, их взгляды, идеалы и представляет собой одно из самых могущественных средств формирования творческой культуры личности дошкольника.

Процесс формирования творческой культуры личности дошкольников имеет свои особенности, которые связаны с возрастными особенностями дошкольного возраста. Творческая музыкальная деятельность, по мнению О.П. Радыновой, - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни и самого себя), с помощью которых осуществляется формирование творческой культуры дошкольника. 1

Целью моей работы является показать специфику и взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели определила следующие задачи:

Раскрыть сущность музыкальной деятельности детей;

Показать специфику музыкальной деятельности дошкольников.

Глава 1. Музыкальная деятельность дошкольников

      Значение музыкального воспитания детей

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» 2

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» 3

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Итак, значение музыкального воспитания детей заключается в следующем. Музыка воздействует на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, эстетические чувства, развивает ребенка и умственно.

      Структура и виды музыкальной деятельности дошкольников

Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти, мышление, воображение, ощущения. В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песни, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно с своими сверстниками заканчивает исполнение. Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями. «Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие» 4 .

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена О.П.Радыновой на основе схемы Н.А.Ветлугиной.

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

Восприятие музыки специально созданной для слушания Восприятие музыки в связи с ее исполнением Музыкально дидактические игры

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Пение Музыкально-ритмические движения Игра на музыкальных инструментах

ТВОРЧЕСТВО

Песенное творчество Музыкально – игровое и танцевальное творчество Игра на музыкальных инструментах

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Знания общего характера Специфические знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности

Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности. В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях и т.д.

Таким образом, видами музыкальной деятельности являются: восприятие музыки специально созданной для слушания; восприятие музыки в связи с ее исполнением; музыкально -дидактические игры; пение; музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; песенное творчество; музыкально – игровое и танцевальное творчество; игра на восприятие музыки специально созданной для слушания; восприятие музыки в связи с ее исполнением; музыкально -дидактические игры; пение; музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; песенное творчество; музыкально – игровое и танцевальное творчество; игра на. Все виды являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

Итак, сущность музыкальной деятельности детей заключается в следующем. Музыка воздействует на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, эстетические чувства. Музыкальную деятельность детей составляют музыкально -дидактические игры; пение; музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; песенное творчество; музыкально – игровое и танцевальное творчество; игра на восприятие музыки специально созданной для слушания; восприятие музыки в связи с ее исполнением; музыкально -дидактические игры; пение; музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах.

Глава 2. Специфика музыкальной деятельности дошкольников

2.1. Развитие музыкального восприятия дошкольников

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» 5 . В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» 6 .

Таким образом восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Таким образом, развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста заключается в следующем. Как уже было сказано, все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

2.2. Музыкальное исполнительство, музыкальное творчество,

музыкально-образовательная деятельность детей дошкольного возраста

Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития. К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование художественности, скорее элементарной выразительности. Через него дети передают свои чувства, мысли, переживания.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.

Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Б.М.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.

Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка. Б.М.Теплов пишет: «Как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает» 7 . Для того, чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».

Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях Н.А.Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления. При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Что бы сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчеств может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

Инструментальное творчество детей как правило проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Выше говорилось о том, что в детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые теоретические знания о музыке.

Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания. Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки – характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика и т.д.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонации в отдельных частях и т.д.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.)

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим.

Итак,музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Основное условие возникновения детского музыкального творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.

Таким образом, специфика музыкальной деятельности дошкольников состоит в следующем. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства. Оно осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Условиями возникновения детского музыкального творчества являются– накопление впечатлений от восприятия искусства и накопление опыта исполнительства, а для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.

Заключение

Целью моей работы являлось показать специфику и взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели я решила следующие задачи:

Раскрыла сущность музыкальной деятельности детей: все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

Показала специфику музыкальной деятельности дошкольников. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства. Оно осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Условиями возникновения детского музыкального творчества являются– накопление впечатлений от восприятия искусства и накопление опыта исполнительства, а для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.

Список литературы:

1. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников/ О.П. Радынова. – М.: ВЛАДОС, 1994

2. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980

3. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997

4. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972

5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981

6. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986

1 Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников/ О.П. Радынова. – М.: ВЛАДОС, 1994

2 Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980

3 Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997

4 Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997

5 Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972

Детей дошкольного возраста Реферат >> Культура и искусство

... взаимосвязь ... деятельности . Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста ... деятельности детей" (1961г.) ставит вопрос о необходимости формирования у детей , прежде всего умения "видеть" ... различных областях деятельности человека... специфики . ...

  • Сенсорное развитие детей раннего возраста (2)

    Реферат >> Педагогика

    ... детей вслушиваться в исполнение музыкального произведения . Дети ... различных видов его деятельности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Цель сенсорного развития – формирование сенсорных способностей у детей ... специфики ... детей дошкольного возраста .- ...

  • Формирование интереса к творчеству Чарушина у детей дошкольного возраста

    Реферат >> Педагогика

    ... дошкольного возраста с произведениями Е. И. Чарушина включает постепенное ознакомление с произведениями, разнообразие методов и приемов, взаимосвязь разных видов деятельности ...

  • Психологопедагогические основы эффективности гражданского воспитания детей дошкольного возраста в

    Дипломная работа >> Педагогика

    Зависимости от специфики области). Они... также во взаимосвязи различных средств и... разные виды деятельности , предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную , ... виды деятельности . 5. Принцип наглядности Наглядного материала для детей дошкольного возраста ...

  •